Отчетность через Интернет

История системы

Официальный старт проекта «Контур-Экстерн» был дан 1 июля 2000 года в момент создания Лаборатории Интернет-технологий компании «СКБ Контур», однако сама по себе идея разработки программы для подготовки отчетности в виде web-приложения была высказана в стенах компании «СКБ Контур» несколькими месяцами ранее.

Первичная постановка задачи заключалась в кардинальном решении проблемы обновления программного обеспечения на стороне клиента при изменениях в законодательстве. Этой исходной постановкой и объясняется многолетняя и неизменная приверженность компании идее «Организация рабочего места абонента, при котором основная часть программного обеспечения, необходимого для работы в системе и требующего обновления, находится на сервере специализированного оператора связи. На рабочем месте абонента устанавливается минимальный комплект клиентского программного обеспечения, не требующий обновления и необходимый для работы в системе. тонкого клиента» — идее, которой проект «Контур-Экстерн» обязан своим своеобразием и успехом.

Каждый следующий год истории проекта «Контур-Экстерн» можно назвать прошедшим под знаком той или иной ключевой идеи. Если 2000 год — это год web-интерфейса, а 2001 год — год криптографии, то 2002 год стал годом документооборота. В этом году была сформирована вся нормативная база для активной работы по предоставлению услуг электронной отчетности налогоплательщикам, и в системе «Налоговая отчетность через Интернет» (словосочетание «Контур-Экстерн» появилось только в 2003 году) возникла третья компонента, как органичное дополнение бухгалтерской и криптографической - телекоммуникационная. Процесс сдачи налоговой и бухгалтерской отчетности был организован в соответствии с законодательной базой, в том же виде он существует и сейчас. Неотъемлемой частью системы стали АРМ «Прием» и АРМ «Мониторинг».

До 2003 года термины налоговая отчетность через Интернет и «КОНТУР-ЭКСТЕРН» были синонимами. На сегодняшний день в рамках технологии «КОНТУР-ЭКСТЕРН» абонентам представляется целый ряд сервисов документооборота, и передача налоговой отчетности - только один из них.

В 2003 году система безбумажного документооборота «КОНТУР-ЭКСТЕРН» начала функционировать в Удмуртской Республике. На региональном сегменте рынка система распространяется под торговой маркой «КРИПТОСВЯЗЬ». Интересы разработчика системы - компании «СКБ КОНТУР» (г. Екатеринбург) в Удмуртии представляет официальный партнер ООО Научно-производственное предприятие «Ижинформпроект».

2004 год — год рыночной конкуренции. Широко двигаясь по регионам, компания СКБ «Контур» и партнёры повсеместно стали встречаться с другими участниками рынка электронной отчетности и вступать с ними в конкуренцию. В этом году сработал еще один закон рынка — увидев успех первопроходцев, по их пятам жадно и быстро пустились молодые «старт-апы», имеющие перед глазами готовые пути развития бизнеса и способные избежать многих ошибок и метаний. Поэтому в 2004-м компании-разработчику пришлось научиться быстрее реагировать на действия конкурентов в регионах, проводить маркетинговые мероприятия, составлять рекламные материалы, участвовать в выставках, создавать соответствующие подразделения и бизнес-процессы.

По состоянию на 1 января 2005 года, система «КОНТУР-ЭКСТЕРН» — это единое телекоммуникационное пространство, к которому подключено около 20000 абонентов, в том числе - более 600 налоговых инспекций в 9 регионах, более 20 управлений Пенсионного фонда России (Свердловская, Пермская, Республика Удмуртия, Челябинская, Тюменская, Курганская, Волгоградская, Кемеровская области, Республики Коми, Адыгея, Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский автономные округа и др.). В списке дополнительных сервисов появились: обмен неформализованными документами, получение рассылок, отправка запросов на выписку из лицевого счета, получение справок.

2005 год — год «единого окна». В 2005-м компании СКБ «Контур» удалось подготовить практически самостоятельно всю техническую, методологическую и нормативную базу для повсеместного внедрения технологически грамотной схемы документооборота между хозяйствующими субъектами и государственными органами России. О результатах этой работы говорят и лавинообразно нарастающее количество заключенных договоров с государственными органами, принимающими отчетность, и прирост количества абонентов, равного которому до этого еще не было, и движение конкурентов по тому же, уже во многом проторенному пути. Ощутимый отрыв от конкурентов, наметившийся в 2005-м в проекте «Контур-Экстерн», произошел во многом благодаря усилиям, затраченным на «Концепция, позволяющая в рамках системы Контур-Экстерн передавать не только налоговую и бухгалтерскую отчетность, но и осуществлять электронный документооборот с другими контролирующими органами (Пенсионный фонд, Росстат) вне зависимости от местонахождения участников документооборота.единое окно».

2006 год — год рыночной коррекции. Законодательно была обозначена, как альтернатива, схема документооборота, не предполагавшая участия специализированного оператора связи в процессе передачи отчетности. Нормативная двойственность имела однако вполне осязаемые последствия - система «Контур-Экстерн» еще раз доказала свою жизнеспособность в среде административных рисков, получив уже в текущем 2007-м исчерпывающее заключение о соответствии всем стандартам документооборота, и даже предложив силами своих разработчиков варианты по доработке требований к аналогичным системам на рынке.

2007 год стал годом структурного рывка. При росте клиентской базы на 250% в год (100-тысячный Любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключивший договор на подключение и абонентское обслуживание в системе Контур-Экстерн.абонент был зарегистрированв системе «Контур-Экстерн» в апреле 2006 года, а уже в декабре 2007-го года праздновалось подключение 500-тысячного абонента). 2007-й год стал рекордным по количеству сервисов, запущенных в системе «Контур-Экстерн». Среди других больших событий года - открытие регионального центра в Санкт-Петербурге, реальный запуск документооборота с ПФР и Росстатом в масштабах страны в рамках проекта «Единое окно».

2008 год стал годом рекордов и достижений! За период с 30 декабря 2007 г. по 30 декабря 2008 г. количество абонентов системы «Контур-Экстерн» увеличилось на 45% и составило более 850 тысяч. В течение года была реализована возможность сдачи электронной отчетности в органы ПФР в рамках 56-ФЗ.
В июле было передано рекордное количество отчетов: 18 июля - 134 617, 21 июля - 150 500, 28 июля - 125 443 (количество переданных отчетов в сутки).
С 10 октября всем абонентам предоставлена возможность получения выписок из базы Единого Государственного Реестра Юридических Лиц (ЕГРЮЛ). 

2009 год — число пользователей системы «КОНТУР-ЭКСТЕРН» во всех регионах России приближается к миллиону. Клиентами системы являются многочисленные государственные и муниципальные учреждения России, крупные предприятия и банки, а также предприятия малого бизнеса, индивидуальные предприниматели, а нынешние объемы безбумажного документооборота в системе «КОНТУР-ЭКСТЕРН» позволяют ежеквартально экономить количество бумаги, на изготовление которой понадобилось бы не менее 1000 деревьев.