Другие направления

Выявление несоответствий и ошибок

В предыдущем разделе мы выяснили, каким образом могут быть решены вопросы совмещения, консолидации разнородных сведений из нескольких баз данных предприятия с применением программного средства Deductor Professional. Таким образом, был пройден первый этап — создание единого информационного пространства компании.

Проблематика накопления информации

Рассмотрим теперь проблематику накопления информации в базах данных с другой, а для многих руководителей совершенно с неожиданной, стороны. Дело в том, что сложившаяся ситуация внедрения на предприятиях исключительно учетных систем (т.е. систем ввода первичной информации) неминуемо приводит к разделению сотрудников операционного уровня и сотрудников руководящих должностей. Уже сейчас на многих предприятиях руководители буквально «отлучены» от использования компьютера в производственной деятельности только потому, что внедренные программы не позволяют получать требуемую для принятия решений информацию.

Причины такой ситуации ясны и понятны, но вот с последствиями очень многим предприятиям приходится сталкиваться только сейчас. Основной результат такой политики можно выразить так: информация в базах данных формируется исключительно исходя из нужд работников операционного уровня. Что же это означает?

Во-первых, такой подход приводит к тому, что ответственность за введенную информацию начинается и заканчивается на первичном документе. Иначе говоря, операционист обеспечит соответствие информации на листе бумаги (накладная, счет, производственный план) и учетной карточки в базе данных. Другие важные вопросы, такие, как непротиворечивость данных, ведение справочников, сверка итогов, и многие другие, уходят на второй план, поскольку не входят в зону ответственности операциониста.

Во-вторых, результатом такого подхода является изменение первоначального назначения учетных карточек и их полей. Испытав на себе все «прелести» обращения к программистам за доработкой программного обеспечения, операционисты зачастую начинают вводить в систему ту информацию, которая нужна именно им, в не предназначенные для этого поля и карточки. Скажем, в полях «Наименование» довольно часто оказываются приписки «устарело», «не использовать»; к карточкам готовой продукции добавляется и сырье, и инструмент (для удобства операциониста); в справочнике клиентов ведутся вместе и клиенты, и поставщики, и даже собственные сотрудники.

В-третьих, среди сотрудников срабатывает известная поговорка об «иголке в стоге сена» — среди множества информации в базе данных появляется небольшое, но важное число особых записей, главная цель которых — корректировка несоответствующих итогов. Сюда можно отнести и накладные, которые «объясняют» движение некоторых ТМЦ, и счета-фактуры на отрицательные суммы, и учетные карточки несуществующих сотрудников, и бухгалтерские проводки, изящным образом выравнивающие баланс предприятия.

Найти такие записи, выяснить причину их появления и возможные последствия при традиционном подходе практически невозможно.
Ну, и, наконец — человеку свойственно ошибаться. Особенно это касается операционистов, обрабатывающих за сутки десятки, сотни первичных документов. Хорошо, если ошибку вовремя (или не вовремя) заметят, но так бывает далеко не всегда. В результате, с ошибками приходится либо мириться, либо тратить значительные ресурсы на их поиск и корректировку.

Итак, что же мы получаем? Исходная надежность информационных технологий благодаря пресловутому «человеческому фактору» заметно подрывается ввиду большого количества преднамеренных и случайных изменений, вносимых сотрудниками операционного уровня предприятия. И, к сожалению, абсолютное большинство таких изменений остаются вне поля видимости руководства, что приводит к принятию неверных управленческих решений, а впоследствии, и к прямым потерям от ошибок. Вдобавок следует отметить, что наличие несоответствий и ошибок в базах данных имеет естественную тенденцию накапливаться.

Решение проблемы

Универсального решения для поиска и корректировки ошибок в базах данных, разумеется, не существует. Однако, наличие инструмента, который содержал бы такой набор методов, который достаточен для выявления несоответствий, ускорило бы работу по коррекции базы данных в несколько раз. Именно таким средством является информационно-аналитическая платформа Deductor Professional. Среди ее возможностей есть как операции фильтрации, группировки, сортировки, вычислений и проверок значений, так и алгоритмы поиска дубликатов и противоречий, поиска и удаления пропусков и аномалий во временных рядах, а завершают набор возможностей методы глубокого анализа данных, такие, как нейронные сети и деревья решений.

Спектр возможностей Deductor Professional делает эту платформу уникальной по отношению к срокам и стоимости внедрения решений по «очистке» сведений в базах данных от возникающих в ней несоответствий и ошибок, а внедрение Deductor на постоянной основе позволяет выявлять нежелательные данные в оперативном режиме и своевременно принять меры по сохранению чистоты и точности исходных данных.