Другие направления

Классификация и сегментация

Каждый руководитель знает, что эффективное руководство невозможно без наведения «порядка» в деятельности организации. Разумеется, для каждого человека порядок может быть свой собственный, вплоть до «творческого беспорядка» в офисе и на рабочем столе, но именно та структура информации, которая удобна для руководителя, и обеспечит принятие им верных и своевременных управленческих решений.

Как же получить это удобство восприятия, «разложить все по полочкам»? Ведь известно, что человеческое мышление построено таким образом, что индивиду гораздо проще мыслить группами, категориями, классами, чем работать с отдельными экземплярами. Скажем, менеджер по продажам выделяет среди клиентов фирмы «ключевых», «перспективных», «надежных», «активных» и другие целевые группы, а впоследствии вырабатывает стратегию работы с ними.

Искусство разбивки на целевые группы (их обычно называют классами) становится все сложнее с увеличением количества экземпляров. Например, если клиентская база организации (или, скажем, товарная номенклатура) насчитывает менее 100 единиц, то разбивку может легко произвести менеджер среднего звена. Когда счет уже идет на тысячи, не говоря уже и о перечнях в десятки тысяч, то для такой задачи (она называется классификацией) обычно привлекают специалистов. Для еще более объемных перечней, скажем, на миллион клиентов, вводится единая система классификации с набором правил и условных обозначений.

Потери от введения неверных по структуре классификаторов можно сравнить с потерями государства, которое не ввело паспорта для своих жителей. Отсутствие системы обозначений приводит к массовому дублированию данных: скажем, одна и та же товарная позиция может называться и «лампа электрическая», и «электролампочка», и «лампочка электр.», и множеством других способов, причем каждая из таких позиций может оказаться в своей категории: «товары для быта», «электротовары», «розница».

Поэтому, пока база данных предприятия остается исключительно на операционном уровне управления предприятием (бухгалтер, кассир, операционист), и от компьютера требуется только хранить информацию бумажных документов (товарной накладной, счета, договора), требований к классификации никто предъявлять и не будет. В результате становится обычным явлением, что сотрудник, в очередной раз отчаявшись найти товарную позицию, скорее всего, введет еще одну с похожим наименованием.

Совершенно другая ситуация возникает тогда, когда необходимо получить сводный, аналитический отчет по имеющимся сведениям. В этом случае, как показано в разделах «Выявление несоответствий и ошибок», «Построение многомерной отчетности», приходится констатировать: по беспорядочным исходным данным нельзя получить значимый, упорядоченный результат.

Именно потому использование средств анализа справочников, перечней, классификаторов совершенно необходимо предприятиям, данные которых по объему уже не позволяют произвести все действия «в уме». Следует отметить, что ни одна программа пока не в состоянии полностью заменить интеллект человека, но она позволяет существенно облегчить труд специалиста, повысив их производительность труда в несколько раз.

Возможности информационно-аналитической платформы Deductor Professional позволяют не только провести качественный анализ справочной и классифицирующей информации, но и выработать новые подходы, предложить более эффективные схемы классификации, вывести на качественно иной уровень возможности руководителей при принятии управленческих решений.